Николай Карполь: Беларуси нужно иметь две команды в чемпионате России — еще и мужскую заявить обязательно
Николай Карполь — один из величайших тренеров волейбола. Он завоевал четыре медали Олимпийских игр со сборными СССР и России и почти 50 титулов с "Уралочкой". До сих пор, в 81 год, Николай Карполь тренирует, учит и интересно об этом рассказывает в интервью пресс-службе Parimatch.
Как вы переехали из Беларуси в Екатеринбург?
Жизнь сложилась так. Время было очень тяжелым. Война, последствия этой катастрофы. Тяжело вспоминать. Мой отец погиб на войне в 1943 году, мать почти сразу стала инвалидом. Пришлось ни на кого не надеяться — только на себя. Родной брат окончил строительное училище в Казахстане и стоял перед выбором: куда ехать? Сестра в это время была в Нижнем Тагиле. Он решил перебраться туда. А я после окончания военного училища переехал в Брест, но когда они позвали — рванул к ним. Никому ничего не сказал, даже мама не знала. Только тетя, она собирала мою котомку в дорогу. Когда приехал в Нижний Тагил, написал маме письмо, что решил тут поработать. Было такое общество "Трудовые резервы". Мне, еще пацану, доверил команду юношей. Помогали и советом и финансово (тогда это дорогого стоило). Уже тогда создали что-то вроде академии волейбола. Привозили ребят изо всех ближайших мест, они у нас жили, питались, тренировались. 8 человек в одной комнате. Норма питания — 71 копейка на человека. Это суп, второе с котлетой и компот. Руководство "Трудовых резервов" издало приказ — ребята на руки в сутки получали 1 рубль 43 копейки — уже большая помощь.
В тогдашний Свердловск я переехал в 1966 году. Женился. С 1969 года работаю в "Уралочке". Причем оказался там интересно: тренер уехал на работу в Москву, а девочки пошли к руководству города и попросили назначить тренером меня. Я сам немного был в шоке. Потом привык. Правда, сначала Колей на тренировках звали.
Жену тоже нашли в "Уралочке"? С Галиной Дувановой вы вместе уже более полувека…
В этом плане я счастливый человек. Так получилось. Хоть и работал с юношами, познакомился с волейболисткой, сыграли свадьбу. До сих пор живем душа в душу.
А почему тогда ваши дети и внуки не в волейболе?
Они выбрали теннис. Я не возражал. Смотрел на их развитие и понимал — вряд ли большими игроками станут. Тем более родители постоянно на волейбольной площадке. Поэтому мы их перебросили в Алушту к бабушке и дедушке. Там волейбола не было, зато в порядке был теннис — условия для тренировок, хорошие специалисты. Сын Михаил в итоге стал чемпионом Европы среди юношей. Потом — травма. Сейчас работает, как раз, в "Уралочке". Переключиться с тенниса на волейбол не так уж сложно. Однажды я посмотрел интересную передачу про генетику и геномику. Подзываю его и говорю: "Сейчас, чтобы успешно работать, нужно знать гораздо больше, чем знаю я. И биохимию, и генетику, и психологию". Он в ответ достает книгу по генетике: "Я только что прочитал ее, очень полезная вещь".
То есть ТВ иногда посматриваете?
Как без телевизора? Слежу за всеми видами спорта. Екатеринбург еще славен своей легкой атлетикой. Я в молодости ей занимался и лыжами. Еще биатлон безумно интересен. Или думаете, Карполь, кроме волейбола, ничего не смотрит?
А в Беларуси вы часто бываете?
Часто. Хорошо, что "Минчанка" заявилась в чемпионат России — чаще можно прилетать. На послдений матч в Минск я прибыл из Дятлово. Там есть удивительное место. Отличный санаторий: тихо, спокойно, душевно. Три четыре дня я там каждый год, не больше. Но удается восстановить и нервы и душу.
У нас, кстати, неоднозначное отношение к выступлению клубов в чемпионате России…
Не все сразу. Все вы делает правильно. Это нужный фактор развития. Только играя с сильными, прибавляешь в мастерстве. Я вам скажу, что нужно Беларуси иметь две команды в чемпионате России. Еще и мужскую заявить обязательно. Волейболу от этого будет лучше, однозначно. Это правильное направление, поверьте моему опыту.
Не так давно нашу сборную возглавил главный тренер челябинского клуба "Динамо-Метар" Денис Матвеев. Что думаете?
Правильный выбор. Молодой, растущий специалист. Который любит учиться, любит волейбол, к тому же белорус — он родился в Гродно. Можно сказать, живем по соседству: от Челябинска до Екатеринбурга всего 190 километров. По нашим меркам — вообще ничего.
Из-за санкций WADA в российском спорте снова большие проблемы…
Здесь не все от нас зависит. Нужно ждать решения чиновников. Волейболистки и волейболисты заслужили право сыграть на Олимпийских играх. По какому праву их туда не допускать? У меня есть мечта: посмотреть на моих девочек в составе сборной России на Олимпиаде в Токио. Я работал в Японии советником одного из клубов. Хотелось бы еще раз там побывать. Посмотреть, как все устроено. А не так давно я участвовал в тренерском семинаре в Тайване. Там тоже за последнее время сделан просто невероятный скачок в плане инфраструктуры, развития волейбола. Я был удивлен очень.
Олимпийский чемпион по плаванию, известный комментатор Денис Панкратов недавно поделился мнением, что СССР побеждал лишь потому, что приезжал на Игры профессиональными командами и легко обыгрывал любителей из других стран. Что скажете?
Мне это слышать больно. В каком виде спорта нам противостояли любители? В том же плавании, даже когда в 1980 году не приехали американцы, советские спортсмены побеждали с мировыми рекордами, которые потом не могли превзойти еще десяток лет. Волейбол женский и мужской, гандбол, водное поло — уровень конкуренции тогда просто зашкаливал.
На следующий вопрос вы, наверное, часто отвечаете. Но все же — в такой коллекции титулов какая награда особая?
Награда Героя труда, которую получил из рук Владимира Путина. Очень приятно такое внимание к собственной скромной персоне. Сейчас уже не гордишься медалями, а анализируешь те ситуации, в которых ты вместе с командой мог выступить успешнее.
Что нужно для успеха на большом турнире? Чтобы очень много факторов совпало: тренер, игроки, состояние, совместимость. Считаю, лучшая команда у меня была в 1988 году в Сеуле. И показателем является даже не финальный матч, который мы выиграли в драматичной борьбе у Перу. Сборная СССР все выхлестнула в полуфинале. Действующих чемпионок мира, олимпийских чемпионок из Китая вынесли в одну калитку — 15:0, 15:2, 15:7. Зачем было выигрывать так? Может, стоило бы взять паузу, дать шанс резерву сыграть? Мне не хватило тренерской мудрости. Поэтому с Перу не было сил, эмоциональных. Физических хватало. Уступали — 0:2 и 6:12 в 3-й партии. Пришлось брать тайм-аут. Дальше вы все знаете. Золото. Но каким трудом оно далось…
Чтобы добиться таких высот, нужен какой-то секрет?
Я по специальности математик. Хорошо знаю эту науку. Преподавал еще физику, техническую механику — это основа моих успехов. Всегда старался быть, прежде всего, педагогом. Тренер — это учительская специальность. Никогда не забывал сам учиться, узнавать и открывать что-то новое. Будучи молодым специалистом, узнал, что Алушта занимает второе место в списке лучших курортов СССР. Там совершенно потрясающие ветровые условия. Рядом Ялта — оттуда сквозняк. Ему на пути перепад высот 874 метра. В итоге ветер, который идет с моря со стороны Алушты смешивается с южным — восстановление организма идет на порядок лучше. Поэтому я приезжал со своими командами туда в мае. Признаюсь, именно Алушта была тем победным фактором в Сеуле. Перед Москвой-80 тоже там побывали.
Три проигранных олимпийских финала занозой в сердце не сидят?
А Вы как думаете? Конечно, сидят. В одном поражении виноват только я сам. Это Барселона, 1992 год. Поехали на тренировку, сломался автобус. Жара под сорок градусов. Два часа в этом пекле провели. Перед финалом. Сейчас думаю, может, не стоило ехать на ту тренировку? Ведь Кубе уступили на тоненького, на больше-меньше во всех трех партиях — сказались эти два часа на солнце. Мелочей в большом спорте не бывает. Нужно быть в любой ситуации очень аккуратным. А другие финалы — там было уже сложнее. Развал СССР, уход лидеров. Работать стало сложнее, а соперники прибавляли. В том числе, за счет наших методик.
В некоторых странах такой тренер летал бы в Минск на личном самолете. Вы богатый человек?
Такое понятие как роскошь у меня под запретом. Живу, так как привык с детства. Никакой роскоши и торгашества не переношу. Ни с кем не торгуюсь. При переходе игрок или агент называют сумму. Если стоит волейболистка столько, беру ее в команду. Нет — прощаемся.
А дружите с кем?
Сейчас уже возраст не тот. Раньше много общались с Константином Бесковым, Валерием Лобановским. Грамотные, умные специалисты, у которых всегда можно было что-то взять. Часто вспоминаю совместные вечера с Борисом Ельциным, когда он еще жил в Екатеринбурге. До сих пор поддерживаю контакт с его семьей. Стараюсь бережно хранить свои воспоминания. Они мне очень дороги.
Читать полностью: https://www.pressball.by/articles/others/digest/106399