125 лет назад в мире появился волейбол. Его придумал американский преподаватель Уильям Морган. Вскоре игра пришла в Россию и стала очень популярной. Поклонники волейбола наверняка помнят имена многих известных игроков и тренеров. Самый знаменитый наставник сегодня – Николай Карполь. Больше наград, чем у него, нет ни у одного волейбольного тренера планеты.
Он родился в Польше, жил в Белоруссии, работал в СССР. Продолжил свое дело в России. Перед тем как стать тренером, трудился буровым мастером. Окончил физико-математический факультет Нижнетагильского педагогического института. В вечерней школе преподавал техническую механику, физику и астрономию. Последний предмет чем-то созвучен его профессии. Он все время тянется к звездам. Спортивным…
Карполь женат на Галине Дувановой, бывшем игроке «Уралочке» и… на самом клубе «Уралочка» из Свердловской области. Вторая часть фразы, конечно, шутливая, однако в ней немалая доля истины. Николай Васильевич заботится о команде, как о любимой женщине. Восхищается ею, страдает от нее. Все, как в обычной семье.
В браке Карполь – более 50 лет. Столько же трудится тренером в «Уралочке», которую создал в 60-х годах. Работал со сборными СССР, СНГ, России, Хорватии, Белоруссии и с испанским клубом «Мурсия». И поныне работает в команде, которая сейчас называется «Уралочка» с приставкой НТМК. В мае Николаю Васильевичу исполнится 82 года…
Честно говоря, думал, что Карполь давно на пенсии. Но намедни включил телевизор - показывали игру «Уралочки» и московского «Динамо» - и увидел знакомое лицо. Только похудел Николай Васильевич, и шапка волос посеребрилась. Но глаза все те же – пронзительные. И слышится его горячий монолог.
Так было всегда. Какой бы счет не горел на табло – победный ли, проигрышный – он всегда недоволен. Потому что Карполь хочет идеала, а он недостижим. Хотя его девчонки стараются из всех сил. Они – в разное время - завоевали великое множество наград. Но он жаждет новых побед.
Отдельный разговор о «нюансах» его речи. Процитировать тирады Краполя нет никакой возможности, и потому лишь замечу, что они, мягко говоря, не слишком изысканы. И это подтвердят те, кто слышал его «сольные концерты».
В свое время артист Роман Карцев, который был большим поклонником Карполя, попытался запечатлеть его монологи. И вот что получилось: «Баранова! Ты поздно уснула? Читала? Нет, читать ты будешь после победы! А сегодня читай игру!.. Зоя, страхуй ее на блоке! Что ты смотришь в окно! Таня, ты кончишь проводницей Магадан – Уренгой!..»
«Стоп, замена! Бей вторым темпом! Вторым! А ты бьешь пятым! Шура, что ты стоишь! Падай! Падаешь, как на кровать!.. Стоп! Уйди! Блок! Руки! Стоп! Тайм-аут! Ты поправилась! Ты разваливаешься до удара! Может, ты беременна? Иди, рожай! А не то я рожу!.. Светка! Это твоя последняя игра! Корми мужа и к мячу не подходи!.. Ты меня запомнишь! Я тебе буду сниться! Рожкова! Ускоряй! Куда ты бьешь?! Там нет поля, там - аут! Пиши заявление! Иди на незаслуженный отдых!..»
И в конце монолога: «Все, ура, мы выиграли! Баранова, ты классный игрок! Ты лучшая! Не плачь! Привет маме! Девочки, у кого есть валидол? Сейчас все идем на праздничный банкет! Тренировка через два часа…»
Разумеется, Карцев исключил нецензурную лексику. Но смысл выразил точно. Окунул зрителей в мир тренера Карполя. Но - лишь слегка.
Милые, грациозные, несмотря на заоблачный рост, подопечные Карполя терпят. Страдают, мучаются, но не ропщут. Тренер изводит их на тренировках, терзает в матчах, но они безмолвны. Знают, что «папа» - так они называют тренера – всегда прав. Ведь он не только ругается, но и знает, как побеждать.
Сколько же их было – обиженных, оскорбленных, обожженных вулканическим темпераментом наставника девчонок, засыпавших без рук, без ног от усталости на подушке, мокрой от слез?!
Вот лишь некоторые: Надежда Радзевич, Лидия Логинова, Валентина Огиенко, Марина Панкова, Елена Волкова, Ирина Кириллова, Екатерина Гамова… Последняя от Карполя ушла давно и безвозвратно. А вот Ирина, покинув «Уралочку», вернулась в команду обетованную спустя двадцать с лишним лет!
Еще один уникум – Евгения Артамонова. Она - единственная в мире волейболистка, принимавшая участие в шести (!) Олимпийских играх.
Сайт volleybox.net, проанализировав результаты национальных чемпионатов и важнейших международных турниров, составил список самых лучших команд за всю историю волейбола. На первом месте оказалась «Уралочка». Эта команда под руководством Карполя 25 (!) раз побеждала в чемпионатах СССР и России. Восемь раз его уралочки завоевывали Кубок европейских чемпионок.
Такого количества титулов, как у Карполя, нет ни у одного волейбольного тренера мира. Он - дважды лауреат премии «Спортивный Оскар» в номинации «Лучший тренер мира по волейболу среди женских команд». Под его началом сборные СССР и России побеждали на двух Олимпиадах, чемпионате мира, семи первенствах Европы. В коллекции Николая Васильевича есть еще несколько больших горстей серебра и бронзы, привезенных с больших турниров.
Многие осуждают Карполя: мол, нельзя так: резко, грубо обращаться с женщинами. Мол, они - нежные существа. К тому же физиология и все прочее. В общем, имейте совесть, коуч, найдите другой поход к вашим подопечным!
Но тренер непоколебим, гнет свое. Не хочет и не может молчать, бесстрастно скрестив руки на груди, окидывая поле битвы ледяным взором. Его стихия – атака. Он - бунтарь, ниспровергатель! Стремится к цели сквозь дым пожарищ. Невзирая на боль, пробиваясь сквозь шум и ярость борьбы. Победа для Карполя не главная, а единственно главная задача!
Разумеется, он не только неистовствует. Карполь - тонкий стратег и отменный психолог. Знает подход к каждой волейболистке. Одну - осадит, другую – подбодрит, третью – уговорит. Или придумает что-то еще…
В финале Олимпиады-88 в Сеуле сборная СССР проигрывала в финальном матче команде Перу со счетом 0:2 и летела в тартарары в третьей партии – 6:12. Карполь усадил на скамейку Ирину Смирнову, которая отправляла в аут один мяч за другим. Не шла у нее игра, хоть плачь.
Смирнова сидела на скамейке, ни жива, ни мертва. Но Карполь не кричал на нее, а шептал вкрадчиво: «Что ж мы, милая, бабушке своей скажешь, когда в Свердловск вернешься? Как в лицо ей посмотришь?»
Бабушку Ира обожала…
Смирнова подняла голову, вскинулась. Руки сжались в кулаки. Она выскочила на площадку, как зверь. Сначала пробила блок, потом стала методично добывать одно очко за другим.
Перуанок сборная СССР обыграла. Бабушка Иры и весь Советский Союз были в восторге.
Приведу один забавный случай. На чемпионате Европы 2009 года сборная России играла с Белоруссией и уверенно побеждала. Удар капитана нашей команды Марины Шешениной в очередной раз пробил блок соперниц. И тут с тренерской скамьи раздался до боли знакомый окрик. Марина испуганно съежилась, но тут же облегченно вздохнула. Она на секунду забыла, что Карполь тогда работал не с российской, а с белорусской командой…
Хорват Томислав Биртич написал книгу о Карполе со странным названием «Лунатики, вот кто мне нужен». Свое знакомство с тренером автор начал с дерзкого вопроса: «Зачем вы так кричите на игроков? Вы уверены, что они вас слышат?» Брови Николая Васильевича удивленно взметнулись. «Крик, молодой человек, прием педагогический», - подняв указательный палец, ответил Карполь.
«Разговор после вопроса о наболевшем, что называется, сложился, - писал Биртич. - Карполь любит дерзких. Но терпеть не может наглых и мало знающих. Об этом наставнике всегда много говорят, постоянно обсуждают, но мало кто знает его как человека. Например, что Николай Васильевич к тренерской работе себя совершенно не готовил. «Думал, стану математиком», - признался специалист с дипломом мехмата»
Карполь – гладиатор-триумфатор, но и ему изрядно доставалось от судьбы и безжалостного спортивного начальства. В 1982 году сборная СССР, которую он тренировал, заняла на чемпионате мира лишь шестое место. И Николая Васильевича отправили в отставку. А журналисты, которые его хвалили, накинулись на тренера, как коршуны. Критические публикации в газетах сыпались одна за другой – за короткое время вышло почти два десятка «обличительных» материалов.
Но опала длилась недолго. Карполь снова стал побеждать…
В повседневной жизни он - другой. Меркнет свет в волейбольном зале. Гаснет костер его эмоций. Девчонки разбрелись по домам, никого тормошить не надо. Можно, не торопясь вспоминать и подумать. Или - почитать. Например, биографию знаменитой личности. Кстати, любимый исторический персонаж тренера – созидатель Ломоносов.
У заслуженного тренера СССР и Российской Федерации Карполя два любимых места на земле. Чудный край Ружаны на речке Ружанке в Брестской области, где родился, и могучий Урал, где работает. Любимая песня - пронзительная «Охота на волков» Высоцкого. Карполь, к слову, уважает его творчество. В песнях барда, по словам тренера, содержится «шифр жизненного успеха».
Нынешняя «Уралочка» - команда крепкая, добротная, но не чета предшественнице, громившей всех подряд. Но и нынешнее поколение осваивает науку побеждать. Уралочки сегодня делят лидерство в чемпионате России с «Локомотивом» из Калининградской области. И главный тренер, как встарь, жаждет побед. Уходить пока не собирается, но смену уже подготовил - и тоже Карполя. Это его внук - Михаил Васильевич, работающий в команде старшим тренером.
Вполне возможно, эти два Карполя еще удивят волейбольный мир.
P.S. Ровесник Карполя - француз Ги Ру отдал футбольному клубу «Осер» 53 (!) года жизни. В качестве игрока он пребывал с 1952-го по 1961-й год. Тренировать начал в том же 1961-м, но давно ушел на покой – это произошло в 2005 году. Как игрок и тренер Ги Ру выводил «Осер» на поле более 1350 (!) раз.
«Если бы не Вторая мировая война, я вряд ли бы связал свою жизнь с футболом», - говорил тренер. И объяснял. Во время пятилетней немецкой оккупации Франции маленький Ги каждый вечер смотрел, как солдаты вермахта гоняют тряпичный мяч на пустыре. После ухода немцев мальчишке и его друзьям остались деревянные ворота с туго натянутой веревочной сеткой и тот самый мяч...
Журналисты сравнивали путь Ги Ру с правлением средневекового бургундского правителя, коим был, к примеру, герцог Филипп II Смелый. Он основал герцогство Бургундское, а Ги Ру создал герцогство футбольное - «Осерское». Правда, достижения француза, как тренера несравнимы с количеством престижных наград, завоеванных Карполем.